19 Апреля 2024 Доброе утро!
Сделать стартовой  Почтовый ящик  Контактная информация 

Меню
На главную
- Литературные премии
- Современные писатели

Для маленьких:
- Почему дети не читают
- Г. Х. Андерсен
- Братья Гримм
- Шарль Перро
- Сергей Михалков
- Алан Милн
- Туве Янсон
- Франк Баум
- Астрид Линдгрен
- Агния Барто
- Джеймс Мэтью Барри
- Памела Треверс
- Корней Чуковский
- Юрий Афанасьев
- Андрей Александрович Тюняев
- Марина Дружинина
- Джанни Родари
- Григорий Остер
- Вильгельм Гауф

Для подростков:
- Энид Блайтон
- Клайв Льюис
- Карло Коллоди
- Дональд Биссет
- Жюль Верн
- Ганс Гейнц Эверс
- Марк Твен
- Паустовский К.Г.
- Кир Булычёв
- Кэннет Грэмм
- Редьярд Киплинг
- Аркадий Гайдар
- Джоан Роулинг
- Сергей Лукьяненко
- Сент-Экзюпери
- Николай Носов
- Корней Чуковский
- Джон Толкин
- Джек Лондон
- Александр Грин
- Льюис Кэрролл
- Диана Дуэйн
- Джин Дюпро
- Алексей Толстой
- Владислав Крапивин
- Валентина Осеева
- Эрнест Сетон-Томпсон
- Владимир Маяковский
- Оливер Кервуд



Астрид Линдгрен: О творчестве

Автором великолепных сказок, получивших всемирное признание и переведенных на многие языки мира (более 27), является шведская писательница Астрид Анна Эмилия Линдгрен.

В творчестве Линдгрен ожила и расцвела скандинавская сказка. Писательница — не просто наследница традиций Андерсена и Лагерлёф, она продолжила и развила их. В ее книгах, основанных подчас на фольклорных сюжетах, фантастические черты переплетаются с элементами будничности и современности. Линдгрен, которую в свое время называли «новым Андерсеном», просто и естественно придает повествованию сказочность, как бы преломляя жизнь в восприятии ребенка. Линдгрен, которой столько известно о потребностях ребенка в увлекательности и опасности, в нежности и преданности, в одиночестве и дружбе, создала великолепнейшую сказку «Пеппи Длинный чулок» (1945). Героиня этой книги покорила маленьких и больших читателей добротой, щедростью и оригинальностью характера. Причем сама Линдгрен полагает, что основная причина популярности Пеппи — в ее необычайном всесилии. «Пеппи удовлетворяет мечту ребенка о могуществе»,— пишет Линдгрен.

В самом деле, в этой книге писательница воплотила мечту ребенка-сироты о счастливой жизни в чудесном мире правды и справедливости. Она наделила свою героиню сказочным богатством, невообразимой фантазией и сверхъестественной силой, которые помогают ей существовать в злом и жестоком мире, где осиротевшего ребенка ожидает лишь приют.

В книге «Пеппи Длинный чулок» Линдгрен удивительно сочетает фантазию с действительностью. Девочка свободно поднимает гигантскую лошадь, становится негритянской принцессой, она бунтует против мещанского благополучия современной Швеции и догматической системы школьного образования.

В книге «Мио, мой Мио!» (1954), отграничив мир действительности с его сиротством и насилием над детской волей от мира сказки, свободы и справедливости, Линдгрен искусно сочетает фантастическое и реальное. Шведский мальчик-сирота, он же волшебный принц Мио, наделенный горячим, любящим сердцем, храбрый и мужественный, одерживает верх над олицетворением злых сил — рыцарем Като.

Заслуга Линдгрен в том, что она сумела дать образ мальчика в развитии. Вначале Мио испытывает чувство страха, но мысль о предначертанном ему подвиге, о страданиях людей придает ему мужество, и он проникает в царство злого рыцаря Като и убивает злодея.

Важную роль в повествовании играет природа. Следуя традициям скандинавской народной литературы и X. К. Андерсена, писательница персонифицирует, одушевляет природу. Лес, деревья — все преисполнено ненависти к Като. Самая черная в мире гора открывается, чтобы впустить Мио и его друга Юма. Контрастные картины природы помогают противопоставить два мира. Лучезарна, освещена солнцем, покрыта зелеными лугами Страна Дальняя — царство отца Мио. Темно и мрачно царство Като. Черны воды Мертвого озера, окруженного черными же голыми скалами, оглашаемыми лишь горестными криками птиц. Природа постоянно отражает переживания героев, аккомпанирует им. В минуту последней битвы Мио и Като над озером поднимаются черные тучи. Жалобно стонут черные скалы, отчаяние звучит в голосах птиц. Когда Мио убивает Като, кончается ночь и наступает утро. Природа, озеро, скалы — все преображается. Все озарено солнцем.

Рассказ ведется от лица главного героя Мио, который активно вмешивается в повествование, передает настроение автора и действующих лиц. Большую роль в создании настроения играют и повторы.

Одно из популярнейших произведений Линдгрен — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) — оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком. Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге — вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все — мама и папа. Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.

Карлсон, действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — воспитательная книга. Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым. Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого. Тем не менее, книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.

Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.

Последняя часть трилогии — «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) — тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «...Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,— отмечает шведская критика.

Творчество Линдгрен не ограничивается рамками сказочного жанра. В реалистической повести «Приключения Калле Блумквиста» (1946) вскрыта истинная подоплека таинственных происшествий и убийств, мира детективов и гангстеров, похождения которых кажутся такими заманчивыми детям.

Калле Блумквист мечтает стать знаменитым сыщиком, имя которого заставит трепетать преступный мир. Причем вначале выслеживание преступников для него увлекательная игра. Но когда в городе появляется настоящий преступник, дядя Эйнар, с игрой покончено: Калле и его друзья Андерс и Ева-Лотта, неотступно преследуя грабителя и его сообщников, подвергаются действительной опасности.

То же самое происходит во второй и третьей частях трилогии о Калле Блумквисте «Опасная жизнь Калле Блумквиста» и «Калле Блумквист и Расмус» (1961).

В повести «Расмус-бродяга» (1956), за которую Линдгрен наряду с другими своими книгами удостоилась в 1958 году во Флоренции Международной золотой медали имени X. К. Андерсена, писательница обращается к теме сиротских приютов. Она показывает страшное лицо детских учреждений, всячески превозносимых прессой. Бегство Расмуса из приюта наносит решительный удар славословию и измышлениям о счастливом детстве в приютах.

Книга эта, близкая к традициям лучших произведений Диккенса и Марка Твена, не свободна и от известных недостатков. Писательница полагает, что проблема жизни обездоленных и бесприютных детей может быть разрешена, если сердобольные богачи возьмут их на воспитание. Но сама же Линдгрен, может быть незаметно для себя, показывает несостоятельность подобных идеалов.

Книге свойственна и некоторая искусственность действия. В самые тяжелые минуты, в самых трудных положениях, когда герои на волоске от гибели, им на помощь приходят чудесные избавители — животные, вещи, люди.

В начале 60-х годов Линдгрен создала серию приковавших к себе огромное внимание в Швеции телепередач о малышке Чёрвен и ее друзьях. Затем на основе этих телепередач был поставлен фильм (показанный в 1965 году в Москве на фестивале шведских кинофильмов, где присутствовала и Астрид Линдгрен), а потом написана книжка «Мы — на острове Сальткрока» (1964).

Эта повесть продолжает традицию реалистических произведений Астрид Линдгрен (в частности, «Расмус-бродяга»), в основу которых положены события действительной жизни. Основная, чрезвычайно просто и прозрачно выраженная мысль этой книги: у детей, где бы они ни росли, должно быть настоящее, радостное детство. Дети должны встречать любовь и понимание со стороны взрослых, а все ненужное, наносное, омрачающее детство должно устраняться.

Замечательно описывает Линдгрен различные характеры детей, их чувство товарищества, любовь к животным, передает их умные, но в то же время такие детские речи. Пафос книги «Мы — на острове Сальткрока» — в поэтическом описании будней.

Книги Линдгрен сильны и характеристикой жизненно достоверных героев, среди которых самое яркое впечатление оставляет маленький Эмиль из трилогии «Эмиль из Лённеберги», «Новые проделки Эмиля из Лённеберги», «Жив еще Эмиль из Лённеберги!».

Эмиль — сложный характер, он — вместилище всевозможных достоинств и недостатков. Эмиль — талантливый умелец, он прекрасно режет по дереву; он — бесстрашен, ловок, сообразителен и хитер. Не случайно сама Линдгрен считает эту трилогию одним из лучших своих произведений.

Тема сиротства, бесприютных и обездоленных детей, весьма распространенная в скандинавской литературе, встречается и в реалистическом творчестве прекрасного шведского писателя Улле Маттсона.

Проверка знаний:
Ваш любимый детский писатель?
  Г.Х. Андерсен
  Шарль Перро
  А. Линдгрен
  Агния Барто
  К. Чуковский



Статьи:
Мир детской книги
Сказка и ее жанры
Литература 20 века
Конкурс детской литературы «Пегасик-2013»
Все статьи...


Новости

06.10.15
В Башкирии открылся музей-кабинет детского писателя Сафуана Алибая

02.09.15
Объявлен творческий конкурс среди писателей, переводчиков, режиссеров и иллюстраторов

02.08.15
735 детских писателей претендуют на премию

02.07.15
Первый международный съезд писателей

Архив